Показать фильтр
eng

Светлый и вдохновляющий young adult: «Солнце сквозь пальцы»


Почему-то принято считать, что литература young adult непременно должна быть тяжёлой и
затрагивающей какие-то болезненные темы. Но она может оставлять и приятное послевкусие — а то
и вовсе ощущение, что в жизни столько чудесных вещей, и ничто не безнадёжно.
Издательство «КомпасГид» продолжает серию «YA» книгой итальянского автора Габриэле
Клима. Роман «Солнце сквозь пальцы», который в 2017 году получил престижную премию
Андерсена в номинации «Лучшая книга для аудитории старше 15 лет». Для Габриэле Климы, автора
без малого полусотни произведений, это самое большое признание на родине за всю карьеру, а для
российский читателей — отличный повод познакомиться с талантливым автором. Особенность стиля
Габриэле Климы, пишущего для читателей от 14 до 25 лет, — это умение вдохновлять, а не давить на
жалость.


История неожиданной дружбы
«Дарио не знал, почему его вызвали к директору. На этот раз он ничего не натворил, всего
лишь сломал дверную ручку, и это притом, что в лицее и так было полно сломанных дверных ручек!
Даже ручка в кабинете директора, куда он только что вошел, была сломана. Чего, возможно, эти
идиоты просто не заметили».


Дарио — старшеклассник, которого в школе не любят, наверное, все. И сверстники, и
учителя, называющие мальчишку «гнилым яблоком». За очередную провинность ему придумывают
необычное наказание: помогать школьной активистке Элизе ухаживать за Энди, прикованным к
инвалидной коляске. Поначалу Дарио раздражает вся эта ситуация: и показушно воодушевлённая
Элиза, и не умеющий ни говорить толком, ни двигаться Энди, и невозможность сказать что-то
наперекор классному руководителю. Но чистейший дух противоречия далеко заводит героя: в какой-
то момент он бросает всё — и буквально похищает бедолагу Энди, отправляясь в спонтанное
путешествие на поиски своего давно покинувшего семью отца.
Внутри этого «роуд-муви» встретятся и трогательные эпизоды, и смешные сцены, найдётся и
несколько тяжёлых, даже горьких страниц. Но главное — Дарио станет чуть ли не первым в жизни
Энди человеком, кто вообще увидит за всеми его сугубо рефлекторными движениями, капающей
слюной и т. п. живую, искреннюю душу. А сам Дарио испытает неизбежное и принципиально
важное в качестве инициации крушение собственных иллюзий — прежде всего, по поводу того,
какой прекрасной могла бы стать его жизнь, не оставь его в своё время отец. Встреча с папой, чья
судьба не вызывает зависти, оказывается для героя началом подлинной сепарации от родителей —
необходимого этапа всякого взросления
Кино на бумаге
«Дарио взглянул на него. Какой же ты сильный, Энди. Возможно, и я когда-нибудь стану
таким же. Научусь смотреть на все происходящее, как на картинку из фильма, как на сюжет,
разворачивающийся перед твоими глазами. Научусь смотреть на это издалека и улыбаться».


«Солнце сквозь пальцы» напомнит киноманам сразу два культовых фильма: «Достучаться до
небес» и «1+1». Первый — потому что главные герои так же безрассудно мчат к морю и по пути
обретают какое-то новое знание о самих себе и друг друге. Второй — поскольку персонажи столь же
не похожи один на другого, и на их своеобразном противостоянии строится как комический, так и
драматический эффект. Ещё одна ассоциация — фильм «Великан» (The Nighty, 1998) о двух «не
таких, как все» мальчишках, чьи жизни меняются благодаря дружбе.
Кинематографичен и текст Габриэле Климы: автор мастерски создаёт персонажей из плоти и
крови, используя лишь краткие внутренние монологи и подчёркивая невербальные проявления их
характеров. То же и с пейзажами: читатель воочию представляет путешествие Дарио и Энди по
Италии, хотя никаких по-тургеневски обширных описаний природы в тексте нет.


Новая территория на литературной карте
«Знаешь, что для меня означает синий? Это цвет чего-то недостижимого. Взгляни на небо.
Небо синее, но разве ты можешь допрыгнуть до него? Море тоже синее, но даже его ты не
можешь догнать, потому что, когда ты подходишь к нему, оно убегает дальше за горизонт. Оно гораздо дальше той точки, в которой ты находишься. Вот что значит синий цвет. Это цвет тех вещей, до которых ты не можешь добраться».


Итальянская литература для подростков не слишком широко известна в России, и это
досадное упущение: лучшие тексты этого сегмента ни в чём не уступают наиболее удачным англо-,
франко- или русскоязычным. Литература young adult с Апеннинского полуострова затрагивает те же
темы, что заботят всякого читателя в старших классах или в годы студенчества, независимо от языка,
на котором он или она говорит: дружба, любовь, самоопределение, смысл жизни, выбор дела по
душе и другое.
Особенность итальянского young adult’а как жанра — в эмоциональности, не характерной для
аналогичных американских, британских или тем более скандинавских книг. Но «Солнце сквозь
пальцы» не пытается выбить из читателя слезу — мелодраматичности в тексте ровно столько, чтобы
найти дорогу к самому закрытому читательскому сердцу. Закрытому — и наделённому духом
противоречия, каким наделён был главный герой в начале текста.



















Следи за нами в Instagram

Спасибо что подписались на наши новости!